Совет » Советы адвоката по налоговым спорам » Не предоставление информации налоговому органу

Не предоставление информации налоговому органу

Как известно, некоторые налогоплательщики при проведении камеральной или выездной налоговой проверки считают, что лучшая тактика противодействия проведению проверки является уклонение должностных лиц компании от предоставления документов (информации) бухгалтерского и налогового учета должностным лицам налогового органа.

Не предоставление информации налоговому органуДанная тактика в последствии приводит к негативным последствиям в виде доначислений налоговой и сборов, лишая компанию возможности эффективно оспорить результаты налоговой проверки.

Рассмотрим одно из последствий, так согласно пункту 1 статьи  54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, указано что, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

В свою очередь при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  1.  Основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2.  Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Из вышеуказанного мы видим, что используются термины «Искажение» и «Основная цель», исходя из сути используемых в статье терминов следует, что для квалификации налогового правонарушения по статье 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо совершение налогового правонарушения с наличием умысла.

В связи с чем Федеральная налоговая служба Российской Федерации   в письме от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" указала что к поведению, также имеющему доказательственное значение умысла, нужно отнести такое поведение, которое направлено на уклонение от ответственности, а также поведение, свидетельствующее о "виновной осведомленности", об использовании "плодов" правонарушения и о косвенном признании своей вины.

Сведения о попытках уничтожить следы правонарушения, наличие достаточных оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, также являются свидетельствами о поведении, имеющем доказательственное значение.

В свою очередь, "Виновная осведомленность" — это осведомленность налогоплательщика о таких обстоятельствах правонарушения, которые могут быть известны только непосредственному исполнителю.

Таким образом, непредоставление документов по требованию налогового органа, в ходе выемки, а также иное воспрепятствование должностным лицам в ходе проведении проверки, может свидетельствовать о наличии виновной осведомленности должностных лиц организации и, следовательно, свидетельствует о признаках наличия умысла и налогового правонарушения.

Подобным образом налогоплательщик перелагает на себя все бремя доказывания отсутствия вины и умысла в совершенном налоговом правонарушении, что усложняет эффективность обжалования актов и решений налогового органа.

25.04.2019
Статью подготовил адвокат, советник

государственной гражданской службы 
Российской Федерации 3 класса, Нагиев В.Ф.
                

Освобождение от уголовной ответственности в связи с применением судебного штрафа
6 февраля 2019
Статья адвоката о изменении в законодательстве, которое позволяет освобождение от уголовной ответственности без получения судимости, в связи с применением судебного штрафа. Подробности перейдя по ссылке.
Можно ли взыскать судебные расходы со стороны, пожаловавшейся на решение?
3 июля 2018
Верховный суд ответил на вопрос — имеет ли право на возмещение судебных расходов сторона, которая отстаивала свои интересы в апелляции, инициированной другой стороной?
Пакет Яровой и хранение переписок.
2 июля 2018
С 1 июля в силу вступил закон о хранении переписок и записей разговоров россиян.
Передают ли банки налоговикам информацию обо всех денежных переводах?
2 июля 2018
ФНС прокомментировала тревожную новость, распространившуюся в СМИ.
Если оригиналы документов утрачены, примет ли суд копии?
29 июня 2018
В одном из судов ответчик, в качестве доказательства истечения срока исковой давности, принес в суд копию договора займа, однако истец отрицал, что подписывал договор именно такого содержания. Рассмотрение спора зависит от отношения суда к отсутствию оригиналов документа.
Можно ли взыскать судебные расходы на услуги стороннего юриста при наличии штатного?
28 июня 2018
Две инстанции посчитали необоснованными требования компании о взыскании судебных расходов на услуги приглашенного судебного представителя, поскольку у этого юрлица были штатные юристы. Однако у Верховного суда РФ на эту проблему иная точка зрения.
ВИЧ и гепатит — не препятствие усыновить ребенка. Мнение Конституционного суда.
26 июня 2018
Конституционный суд РФ признал необоснованным отказ в усыновлении ребенка только на том основании, что у потенциальных родителей есть инфекционные заболевания.
Признание брачного договора недействительным, как способ борьбы с недобросовестным должником.
25 июня 2018
Суд признал брачный договор недействительным, усмотрев в нем попытку уклониться от выплаты долгов.
Адвокатский запрос претерпит долгожданные изменения.
22 июня 2018
Институт адвокатского запроса является одним из способов, позволяющих адвокату получать необходимую информацию, которая может быть использована в качестве доказательства по делу. 
С 1 июля вступят в силу поправки Налогового кодекса, усиливающие контроль за банковскими счетами граждан.
21 июня 2018
С 1 июля 2018 года вступят в силу поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ, которые позволят налоговой службе контролировать все поступления не банковские счета физических лиц и облагать их налогом.